Оценка технического состояния турбокомпрессоров
Предприятие проводит оценку технического состояния турбокомпрессора на основании технологической инструкции «Ремонт турбокомпрессоров (газотурбонагнетателей)», утвержденной организационно-методическим центром услуг автомотосервиса Белорусского государственного института метрологии. По результатам диагностики или дефектовки турбокомпрессора выдается официальный Акт оценки технического состояния турбокомпрессора и рекомендации по проведению необходимых профилактических и (или) ремонтных работ с автомобилем.
Причин выхода из строя турбин достаточно много, они рассмотрены на нашем сайте отдельно и достаточно подробно (подробнее про основные причины поломок турбин ). При поломке турбины и её дальнейшем ремонте или замене, необходимо выяснить причину её выхода из строя и провести ряд работ с автомобилем во избежание повторения аварийной ситуации, провести профилактику поломки турбины, если можно так выразиться.
Профилактика заключается в разъяснении клиенту вероятных причин поломки его турбокомпрессора и способов устранения этих причин. Разумеется, такая профилактика требует от специалиста, дефектующего турбину, наличие у него достаточного опыта и квалификации не только в области, касающейся непосредственно ремонта турбокомпрессоров, но и знания устройства, принципов работы и основных характеристик всех узлов и агрегатов автомобиля, сопряженных с системой турбонаддува. Нормальная работа турбокомпрессора напрямую или косвенно зависит от нормального функционирования практически всех систем силового агрегата автомобиля.
Практика показывает, что достаточно много гарантийных или новых турбокомпрессоров выходят из строя по причинам не подпадающим под условия гарантии (внешние механические повреждения элементов турбокомпрессора, повреждения опорных шеек вала вследствие недостаточного смазывания, абразивные повреждения поверхностей трения и т.д. (подробнее про гарантийные условия ). Много возвращаются с такими же повреждениями, как при первичном поступлении в ремонт. То есть, когда становится вопрос о выполнении рекомендаций специалистов ремонтного предприятия (что может оказаться достаточно дорогостоящим мероприятием, например, при повреждении колеса турбины посторонними предметами рекомендуется поднимать головку блока цилиндров ДВС и осматривать поршня, блок цилиндров, головку блока цилиндров для того, чтобы определить происхождение тех самых посторонних предметов), рекомендации эти игнорируются по соображениям экономии, в надежде на то, что все «лишнее» с мотора уже высыпалось (в примере с повреждением колеса турбины). Иногда везет, иногда нет.
Часть «неисправных» турбин в ремонте не нуждаются. Ситуация выглядит примерно так: человек забирает свою турбину из ремонта или покупает новую, устанавливает ее, запускает двигатель и наблюдает странное явление: только что отремонтированный или новый агрегат начинает "плеваться" маслом (или визжать, или вообще отказывается работать - "не дует", или еще что - возможны вариации). Сразу после первого удивления приходит мысль о некачественном ремонте турбины или недобросовестности продавца. Последние сомнения в недобросовестности ремонтной или торгующей организации развеивают (как правило) "гаражные спецы". Что делать в такой ситуации? Естественно, надо опять агрегат демонтировать и возвращать (со скандалом или без - возможны вариации) по гарантии. Такого рода инциденты обычно исчерпываются диагностикой турбины на стенде в присутствии клиента, с подробными объяснениями, почему его турбина на стенде ведет себя прилично, а на двигателе "плюется" маслом (визжит, "не дует", и т.д.).
Один из вариантов развития событий выглядит примерно так. У человека ломается по каким-либо причинам турбина (например, из-за повреждения колеса турбины посторонними предметами). Вал турбокомпрессора обламывается из-за этих повреждений, моторное масло выгоняется в интеркулер и в выхлопную систему. Турбину снимают, отдают в ремонт. Двигатель разбирается, неисправность, приведшая к поломке турбокомпрессора, устраняется (например: меняется направляющая клапана, которая раскрошилась по каким-то причинам; или меняется форкамера, от которой откололся кусок перегородки, и т.д.). Попутно очищаются от масла и промываются промежуточный охладитель воздуха и нагнетающие воздуховоды. Двигатель собирается, турбина устанавливается на место. Все хорошо и правильно, за исключением лишь небольшой мелочи – забыли привести в порядок выхлопную систему. Закоксовавшееся масло блокирует 50-90 % пропускной способности системы выпуска, тем самым в корпусе турбины (в горячей улитке) создается избыточное давление отработавших газов. Следствием этого является активный выброс масла из корпуса подшипников (среднего корпуса турбокомпрессора) в корпус компрессора (холодную улитку). И опять полилось свежее моторное масло в свежевымытый интеркулер... Это только один из вариантов, а их даже для одного конкретного автомобиля может быть десяток, как минимум.
Подавляющее большинство клиентов в вышеприведенных ситуациях ведут себя вполне адекватно. После «разбора полетов» истина все-таки выясняется, автомобиль после тех или иных манипуляций приводится в порядок, всё становится на свои места.
При невозможности в такого рода ситуациях найти консенсус между клиентом и ремонтной или торгующей организацией, следует обратиться к Закону. В соответствии с п.6 ст.31 Закона РБ «О защите прав потребителя»:
«При предъявлении потребителем требований, связанных с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), исполнитель должен провести проверку качества результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги). При возникновении спора между потребителем и исполнителем по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или их причин исполнитель должен провести экспертизу результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги) за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества и проведении экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) лично или через своего представителя. Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) в судебном порядке. Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, потребитель обязан возместить исполнителю расходы по проведению экспертизы».
Попросту говоря, если потребителя не устраивает, по каким-либо причинам, результат произведенного ремонта или качество нового товара, либо не вызывают доверия разъяснения специалистов по причинам повторной поломки его турбины, ремонтная или торгующая организация должны (согласно письменному обращению потребителя) произвести независимую техническую экспертизу за свой счет. Если экспертиза не обнаружит вины ремонтной или торгующей организации в его (потребителя) бедах, он (потребитель) затраты на проведение экспертизы обязан будет возместить. Все предельно просто и справедливо. Единственное неудобство в этой процедуре для потребителя – это относительно долго и достаточно дорого, проводить технические экспертизы имеют право организации, имеющие лицензию Министерства юстиции на такого рода деятельность.
Существует второй способ найти истину для потребителя, значительно более быстрый и более дешевый. Нужно взять турбокомпрессор, в исправности которого потребитель сомневается (или сомневается в причине его поломки) и отвезти его на 1-2 предприятия-конкурента с целью проведения диагностики или дефектовки. По такому варианту истина выясняется в течение дня, и способ этот достаточно объективен, так как любое предприятие-конкурент вряд ли станет брать на себя ответственность и покрывать чужой брак в работе (если, конечно, таковой имеет место).
© Виктор Аленский